Сага “О Ведьмаке и Ведьмачке” – редкий пример относительного современного произведения из славянского мира, которому была дана роскошь родиться дважды. Рождение первое произошло на страницах бестселлеров Анджея Сапковского. Оно прославило похождения Геральта, Цири и Йеннифэр на весь постсоветский мир и прочно вошло во множество списков любимых и почитаемых серий. Второе воплощение, куда более важное, сага “Ведьмак” пережила в играх от польской студии CD Projekt Red, чей долгий и полный ошибок путь с первыми двумя частями привёл неожиданно к грандиозному успеху Ведьмака 3. И вот уже имя убийцы чудовищ Геральта на устах у всего мира, а по некогда известным лишь совсем упёртым фанатам книжной саги событиям в сети лежат сотни великолепных рисунков и прочих работ.
Однако, что-то кончается – что-то начинается… Предназначение снизошло до читателей и игроков, и дало шанс попрощаться с Геральтом второй раз. На этот раз уже в играх, без спешки и откровенной усталости Сапковского, которой бессильно кончалась “Владычица Озера”. Дополнение “Кровь и Вино” к “Ведьмаку 3” – это жирная точка в приключениях Геральта из Ривии, после которой может и хочется ещё, но вот нужно ли? По своему настрою, размаху, помпезности и, что уж, откровенным фанатским слезам, DLC к “Ведьмаку” очень громко перекликается с другим майским прощанием – Uncharted 4. К тому же едва ли творение польских рассказчиков получилось хуже.
Да, у дополнения есть ворох проблем. Патч 1.21 починил интерфейс и добавил множество полезных вещей, но как это обычно водится у восточноевропейских разработчиков, прилично наломал новых дров в процессе. Сюжет основного квеста на фоне “Каменных Сердец” тоже менее динамичен (плюс откровенно провисает в середине), да и развязка очередного дополнения достаточно предсказуема и не сильно блещет “серыми” красками. Об этом мы поговорим чуть ниже. В любом случае, не ждите от “Крови и Вина” жутковатых твистов сельского детектива про Господина Зеркало и внутренних демонов Дэвида Бэкхема. Перед нами, под стать сеттингу, великолепная заморская сказка о прекрасных рыцарях, виноградниках, опасных чудищах, чести, долге и рыцарской доблести. Ну и ещё, конечно же, это жуткая повесть о вампирах! Принцессы тут тоже есть, правда под стать декларируемой ещё Сапковским “игре с ненулевой суммой” стереотипы волшебных сказок работают тут весьма и весьма своеобразно.
К тому же все 30 часов перед нами на арене выступает всё тот же старый-добрый Высший Вампир, который беспощадно тянет из игроков любые крупицы свободного времени. На это работает буквально каждый элемент.
Сеттинг – великолепен. Туссент и его столица Боклер – это смесь того, как мы, угрюмые жители средней полосы, видим себе юга Италии и Франции. Густые леса, виноградники, живописные панорамы и огромные замки, свисающие с гор. Покрытые вереском ущелья и живописные яркие домики, ярусами облепившие берег утопающего в зелени залива… Каждый визуальный штамп Волшебного Юга отработан художниками на 200% и пройдёт ещё немало времени (как минимум до выхода Horizon Zero Dawn), прежде чем жанр РПГ предложит хоть что-то сравнимое в плане картинки.
Но не стоит обманываться. Вечно пьяное княжество Туссент глушит винишко не только по радостным поводам. На дорогах правят бандиты из ганзы, винные погреба облюбовали чудища, а в городах свирепствуют преступность, бюрократия и коррупция. К тому же, серия громких убийств среди местной знати, которую и предстоит раскрыть Геральту, едва ли создаёт стабильный политический фон для праздных шатаний по “открыточным” пейзажам. И мы вовсе не утрируем: здесь вашего только что убившего Короля Дикой Охоты героя может совершенно бесцеремонно вздуть какой-нибудь бандит. Реалистичный уровень, с которым стоит вообще соваться на просторы DLC, начинается с 36-го, а в конце “Крови и Вина” попотеть придётся даже на 50-м. Увы, возросшая сложность не поправила раздражающие скорости обесценивания легендарных предметов и наборов оружия в игре (ваши ведьмачьи шмотки гроссмейстера бесполезны уже на середине дополнения), да и крафтинг интересным разработчикам сделать так и не удалось. Несколько оживить весь процесс должна была новая, более продвинутая система мутаций, но у автора текста она сломалась почти сразу после появления и чиниться не хотела даже после перезагрузки сохранений.
И всё-таки почти все без исключения недостатки компенсирует просто выдающееся качество побочных и сюжетных (именно в таком порядке) заданий. CDPR очень старались отойти от немного заколебавшей структуры квестов из базовой игры, которая вертелась вокруг ведьмачьего зрения, и начали бросать Геральта в совершенно уморительные сценарии. В Туссенте прославленный Геральт из Ривии сразится на турнире рыцарей, займётся контрактом на (простите) мужское достоинство, вдоволь пообщается с Плотвой и задаст ей самые животрепещущие вопросы, на которые вы сами хотели услышать ответ, а в довершении всего – встретится с самым непобедимым чудовищем, которое знал ведьмак – конторской бюрократией. И это не считая просто сотен референсных шуток, где досталось как комиксам, так даже отделу тестирования самой CDPR. К тому же, пошедшая ещё из книг традиция выворачивать наизнанку знакомые сказки никуда не делась, так что помимо главной сюжетной линии вам будет, чем заняться. Тем более, что теперь сайдквесты переплетаются более плотно и ваш выбор может совершенно неожиданно аукнуться в казалось бы не связанном напрямую побочном задании.
На этом фоне слегка бледно, как мы уже упоминали, выглядит лишь основная история. Едва ли она плоха: за такую захватывающую, и, по-своему, интересную смесь Ван-Хельсинга и Ведьмака многие игры оторвут все конечности. Но на фоне практически безупречных во всех нарративных аспектах “Каменных Сердец” вопросы всё-таки есть. Так некоторые квесты можно было бы без вреда для искусства сделать покороче, да и концовки пусть и всем устраивают, но сильно бы выиграли от наличия четвёртой опции и большего количества моральных противоречий. Да, Туссент действительно княжество, где добро и зло имеют чёткий цвет, но сценаристы вовсе не были обязаны столь усердно “прогибаться” под сеттинг.
Впрочем едва ли это серьезная критика. Скорее старческое брюзжание, потому что перед нами во всех смыслах конец великолепной истории, которая была с нами на протяжении десятилетий. “Ведьмак”, будучи сагой, сам прошёл не менее эпичный путь от маленького рассказа, (написанный для попадания на конкурс в журнал Fantastyka) до франчайза, который крутит умами миллионов людей по всему свету и баснословными деньгами. И этот непростой Большак мы, как читатели, так и игроки, прошли вместе с авторами до самого-самого конца. Правда, Плотва? Так что все сопричастные заслужили долгой и счастливой жизни, как в настоящей сказке. А “Кровь и Вино” финал как раз такого толка. И грех за это не выпить.