Станция “Стругацкие”
Железная дорога, словно стальная нить, сшивает воедино всю новейшую историю человечества. Промышленная революция сделала поезда незаменимыми. По “чугунке” таскали припасы, материалы и армии. “Железка” пронзала собой целые страны и объединяла разрозненные территории в великие нации. Две мировых войны превратили поезда и вовсе в бессмертный символ жизненного пути. Плохой ли будет последняя станция или хорошей – никто не знает. Сама дорога – вот, что важно.
В принципе мало какой вид транспорта окутывает столь романтический ореол. Разве что корабли. В этом плане поездам особенно повезло на фильмы и книги. Убийство в «Восточном экспрессе», “Пронзающий Снег”, “Поезд-беглец”… Перечислять можно долго. С играми, однако, локомотивам едва ли везёт. Опередившая время The Last Express от отца “Принца Персии” Джордана Мехнера с треском провалилась, а считать симуляторы DLC (поездов) за игры так себе занятие. При этом романтика антуража ведь никуда не делась – вот она, бери и пользуйся.
И тем приятнее, что потенциально классный и втягивающий сеттинг железнодорожного роад-муви пустили в ход не высокопарные студии, а скромные ребята из России. Андрей Румак и Олег Сергеев решили развить успех своего проекта с Games Jam и, основательно поработав над прототипом, довели The Final Station до выхода на широкую колею. Идея объединить двухмерный зомби-шутер и симулятор машиниста да ещё и в постапокалиптичном сеттинге казалась интересной ещё на раннем этапе. На удивление создателям хватило умения и такта сбалансировать практически все элементы, и в итоге The Final Station вышла на удивление ладной и симпатичной инди-игрой, а не очередным сломанным подвижным составом с претензией.
На первый взгляд перед нами обычная инди-поделка: пиксели, крафтинг, выживание, отстрел зомби и механики, виданные уже сотни раз. Ну да, фоновые изображения в трейлерах были весьма атмосферные, но и только. Игра очень чётко разделена на две части. В первой надо управлять локомотивом, то есть время от времени с помощью мини-игр решать проблемы систем поезда. Попутно нужно кормить или лечить случайных (и не очень) пассажиров, любоваться пейзажами и слушать диалоги. Этакий Faster Than Light, только без лишних телодвижений. Игра полностью рельсовая (ха-ха-ха, простите, не удержался), а потому смотреть на карту или выбирать пункт назначения не придётся. По прибытию на очередную станцию The Final Station превращается в двухмерный зомби-шутер. Тут всё тоже “по учебнику”: отстреливаем зомби, едим аптечки, находим выживших и очень сильно боимся. Вкупе с пиксель-артом звучит далеко не вдохновляюще. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах, а с ними у The Final Station всё в порядке.
Перво-наперво стоит отметить: игра непривычно стильная. Это чуть ли не самый обаятельный пиксель-арт из всех игр, в которые я играл. Фоны выполнены в духе старых Final Fantasy, то есть это искусственно ухудшенный качественный 3D-рендер, что придаёт набору кубиков уверенность форм и атмосферность палитры. Непосредственно пиксельная составляющая так ловко играет силуэтами, ограничениями и перспективой, что порой диву даёшься. Как итог мы имеем покинутые города, затянутые смогом от заводов мегаполисы и огромный метрополь. Всё выглядит ровно настолько красиво и цепляюще, насколько это вообще возможно в условиях инди-проекта от двух человек.
Во-вторых, игра замечательно “написана”. Духом Стругацких, Лема и прочих фамилий с книжных полок пропитан буквально каждый сантиметр железнодорожных путей. Диалоги персонажей действительно интересно читать, а история подаётся с филигранным темпом и совершенно не проседает. К тому же у разработчиков есть какой-то природный талант к построению мира: игроку никто ничего не говорит прямо, а сеттинг скармливают случайными намеками, обрывками и даже домыслами сопартийцев. Но всё это в итоге складывается в очень цельную картину меланхоличного мира, который пережил Первое Посещение и сейчас находится на грани полного вымирания. Хочется долго хвалить сюжет и сеттинг The Final Station, но без спойлеров просто не получится. Скажем так: если вы без ума от рассказов типа “Пикника на Обочине”, берите билет на этот поезд без раздумий, вы получите удовольствие от посещения каждой точки маршрута. Кого-то может расстроить весьма выбивающийся из стилизации “под классиков” финал, но, кажется, от постмодерна в фантастике сейчас спрятаться можно разве что только под одеялом.
Игровой процесс в The Final Station тоже не подвел. Он не выдающийся, но хороший. Для линейной истории игра достаточно сложна, но не перегибает палку, в шутерной части нет раздражающих моментов уровня “а теперь у нас платформер, так что мучайся”. К тому же темп подачи и то, как игровые секции перемежаются с сюжетными, сглаживает многие негативные моменты. А они есть, хотя по большей части ерундовые. К примеру, сильно раздражает, что беготня по вагону в попытке уследить за поездом мешает читать диалоги пассажиров. Да и скачок сложности перестрелок ближе к финалу тоже нельзя назвать слишком приятным на фоне всей остальной игры.
В конце концов оно того стоит. The Final Station вовсе не шедевр на все времена или откровение, но это чертовски добротная, хорошая и очень искренняя игра. Это история, рассказанная людьми, влюбленными в классику научной фантастики. Которым было бы стыдно перед своими кумирами Стругацкими, сделай они путешествие игроков хуже, глупее или скучнее. Да, The Final Station – это билет в один конец, повторно проходить игру многие не станут. Возможно, её цена покажется вам чрезмерной. Однако “Последняя станция“ – это идеальный пример короткого научно-фантастического рассказа, только в игровой форме. И лучшая игра про поезда за очень долгое время. Не больше, но и не меньше.
Максим Зарецкий