В своё время игра Journey (“Путешествие”) очень сильно повлияла на эстетику и геймдизайн в инди-играх, последствия этого трудно переоценить. Хит от thatgamecompany и Sony хотя и закончился распадом костяка студии, при этом колоссально отразился на восприятии независимыми разработчиками своих проектов. Внезапно выяснилось, что инди-игра может выглядеть красиво, технологично и не представлять собой гигантскую мешанину из пикселей. Сложные механики или адский хардкор и вовсе не обязательны, чтобы вызывать у геймеров чувства сопереживания или восторга.
Формулу Journey (максимум красоты, минимум механик) пытались повторить многие разработчики, но кому-то не хватало мастерства, кто-то спотыкался на музыке, а иные игры слишком резко обрывали темп и ломали весь кайф (тот же Firewatch).
В итоге клона, духовного наследника или же вторую часть того самого “Путешествия” – называйте как хотите – решился сделать арт-директор первоначальной игры Мэтт Нава. Для этого он основал студию Giant Squid и приобрёл лицензию на Unreal Engine 4. Фраза “ABZÛ – это как Journey, только про воду и рыб” могла бы стать рецензией сама по себе. Потому что так и есть.
ABZU (“океан знаний” на древнем месопотамском) – это аудиовизуальный оргазм на несколько часов, который практически полностью копирует структуру Journey и её подход к вовлечению игрока. Вы плаваете по красивейшим линейным локациям, каждая из которых посвящена той или иной теме. Спокойный вводный уровень, уровень с быстрым движением, уровень с угрозой, уровень-катарсис – ABZÛ порой столь преданно воссоздаёт “Путешествие”, что иногда начинаешь переживать за фантазию авторов. Даже сбор коллекционных предметов и нахождение “мест для медитации” (аналог фресок из Journey) тут устроен схожим образом. Но есть и существенные отличия.
Во-первых, по своей атмосфере ABZÛ намного более медитативна. Тут совсем нет штрафов или какой-либо негативной обратной связи за взаимодействие с опасными объектами. Игра почти всегда даёт вам вдоволь рассмотреть красивейшую фауну океана, поискать секреты, насладиться видами.
Во-вторых, в ABZÛ намного больше именно игровой составляющей. Вы можете оседлать любую крупную рыбу, свободно исследовать пещеры в поисках коллекционных предметов, да и в принципе дурачиться в своё удовольствие. В отличие от Journey, игра в принципе не имеет системы прогресса героя и целиком сфокусирована на том, чтобы как можно красивее показать вам все подводные просторы.
А посмотреть есть на что: ABZÛ одна из самых красивых и впечатляющих игр на Unreal Engine 4, что нам доводилось видеть за последнее время. Пускай стилистика нарочито упрощена и примитивна, некоторые рыбы состоят буквально из пары десятков полигонов, но техническое волшебство, состоящие из завораживающего освещения и эффектов, соседствует с великолипным дизайном всей живности и окружающих просторов. Гигантские голубые киты, белые акулы, вулканы-курильщики, затерянные подводные города – ABZÛ невероятно разнообразно водит вас за ручку по морям и океанам, почти как Journey, которая умудрялась удивлять вас красотами пустынь и песка. Игра не стесняется своей красоты и в нужные моменты сама выдаёт геймерам роскошные ракурсы, которые спокойно можно делать обложками альбомов или обоями для рабочего стола.
Под стать визуальной составляющей и звуковое сопровождение. У дирижерского пульта опять наш старый знакомый – Остин Уинтори (композитор “Путешествия”), чья музыка узнаётся буквально с первых нот. При этом Остин, как канатаходец над бассейном с акулами, ловко балансирует на грани узнаваемости и новых ощущений. Саундтрек к ABZÛ заочно один из самых сильных в этом году – он создаёт львиную долю атмосферы и провоцирует на сильный эмоциональный отклик.
Не подумайте, впрочем, что игра идеальна. От вторичности вроде “Journey про рыб” ей уже никуда не уйти. ABZÛ несомненно способна впечатлять и восхищать, но едва ли, к примеру, увиденный второй раз кит удивит так же, как ранее до этого. Впечатления попросту притупляются. Ну и грех, свойственный почти всем играм такого рода, – продолжительность. Не слишком увлечённый собирательством секретов игрок посчитает, что перед ним не бескрайний океан, а озерцо на два часа геймплея. Темп ABZÛ держит здорово, но от лишнего уровня хотя бы на полчаса мало бы кто отказался.
Игра достигает своей цели – вызывает неподдельные эмоции грусти, радости и восхищения. Повторить успех “Путешествия” ей вряд ли удастся, но приятно провести несколько часов под толщами океана в окружении кашалотов и гигантских кальмаров можно совершенно точно. А если же вам когда-то понравилась Journey, то берите ABZÛ вообще без раздумий. На такое вовсе не жалко потратить 400 рублей в Steam (в PSN за 1300 рублей, так что мы посоветовали бы дождаться распродажи).
Максим Зарецкий
Дмитрий Зомбак