Рецензия на The Final Station

23.09.2016
Рецензия на игру The Final Station

Станция “Стругацкие”

Железная дорога, словно стальная нить, сшивает воедино всю новейшую историю человечества. Промышленная революция сделала поезда незаменимыми. По “чугунке” таскали припасы, материалы и армии. “Железка” пронзала собой целые страны и объединяла разрозненные территории в великие нации. Две мировых войны превратили поезда и вовсе в бессмертный символ жизненного пути. Плохой ли будет последняя станция или хорошей – никто не знает. Сама дорога – вот, что важно.

В принципе мало какой вид транспорта окутывает столь романтический ореол. Разве что корабли. В этом плане поездам особенно повезло на фильмы и книги. Убийство в «Восточном экспрессе», “Пронзающий Снег”, “Поезд-беглец”… Перечислять можно долго. С играми, однако, локомотивам едва ли везёт. Опередившая время The Last Express от отца “Принца Персии” Джордана Мехнера с треском провалилась, а считать симуляторы DLC (поездов) за игры так себе занятие. При этом романтика антуража ведь никуда не делась – вот она, бери и пользуйся.

И тем приятнее, что потенциально классный и втягивающий сеттинг железнодорожного роад-муви пустили в ход не высокопарные студии, а скромные ребята из России. Андрей Румак и Олег Сергеев решили развить успех своего проекта с Games Jam и, основательно поработав над прототипом, довели The Final Station до выхода на широкую колею. Идея объединить двухмерный зомби-шутер и симулятор машиниста да ещё и в постапокалиптичном сеттинге казалась интересной ещё на раннем этапе. На удивление создателям хватило умения и такта сбалансировать практически все элементы, и в итоге The Final Station вышла на удивление ладной и симпатичной инди-игрой, а не очередным сломанным подвижным составом с претензией.

На первый взгляд перед нами обычная инди-поделка: пиксели, крафтинг, выживание, отстрел зомби и механики, виданные уже сотни раз. Ну да, фоновые изображения в трейлерах были весьма атмосферные, но и только. Игра очень чётко разделена на две части. В первой надо управлять локомотивом, то есть время от времени с помощью мини-игр решать проблемы систем поезда. Попутно нужно кормить или лечить случайных (и не очень) пассажиров, любоваться пейзажами и слушать диалоги. Этакий Faster Than Light, только без лишних телодвижений. Игра полностью рельсовая (ха-ха-ха, простите, не удержался), а потому смотреть на карту или выбирать пункт назначения не придётся. По прибытию на очередную станцию The Final Station превращается в двухмерный зомби-шутер. Тут всё тоже “по учебнику”: отстреливаем зомби, едим аптечки, находим выживших и очень сильно боимся. Вкупе с пиксель-артом звучит далеко не вдохновляюще. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах, а с ними у The Final Station всё в порядке.

Рецензия на игру The Final Station

Перво-наперво стоит отметить: игра непривычно стильная. Это чуть ли не самый обаятельный пиксель-арт из всех игр, в которые я играл. Фоны выполнены в духе старых Final Fantasy, то есть это искусственно ухудшенный качественный 3D-рендер, что придаёт набору кубиков уверенность форм и атмосферность палитры. Непосредственно пиксельная составляющая так ловко играет силуэтами, ограничениями и перспективой, что порой диву даёшься. Как итог мы имеем покинутые города, затянутые смогом от заводов мегаполисы и огромный метрополь. Всё выглядит ровно настолько красиво и цепляюще, насколько это вообще возможно в условиях инди-проекта от двух человек.

Во-вторых, игра замечательно “написана”. Духом Стругацких, Лема и прочих фамилий с книжных полок пропитан буквально каждый сантиметр железнодорожных путей. Диалоги персонажей действительно интересно читать, а история подаётся с филигранным темпом и совершенно не проседает. К тому же у разработчиков есть какой-то природный талант к построению мира: игроку никто ничего не говорит прямо, а сеттинг скармливают случайными намеками, обрывками и даже домыслами сопартийцев. Но всё это в итоге складывается в очень цельную картину меланхоличного мира, который пережил Первое Посещение и сейчас находится на грани полного вымирания. Хочется долго хвалить сюжет и сеттинг The Final Station, но без спойлеров просто не получится. Скажем так: если вы без ума от рассказов типа “Пикника на Обочине”, берите билет на этот поезд без раздумий, вы получите удовольствие от посещения каждой точки маршрута. Кого-то может расстроить весьма выбивающийся из стилизации “под классиков” финал, но, кажется, от постмодерна в фантастике сейчас спрятаться можно разве что только под одеялом.

Рецензия на игру The Final Station

Игровой процесс в The Final Station тоже не подвел. Он не выдающийся, но хороший. Для линейной истории игра достаточно сложна, но не перегибает палку, в шутерной части нет раздражающих моментов уровня “а теперь у нас платформер, так что мучайся”. К тому же темп подачи и то, как игровые секции перемежаются с сюжетными, сглаживает многие негативные моменты. А они есть, хотя по большей части ерундовые. К примеру, сильно раздражает, что беготня по вагону в попытке уследить за поездом мешает читать диалоги пассажиров. Да и скачок сложности перестрелок ближе к финалу тоже нельзя назвать слишком приятным на фоне всей остальной игры.

В конце концов оно того стоит. The Final Station вовсе не шедевр на все времена или откровение, но это чертовски добротная, хорошая и очень искренняя игра. Это история, рассказанная людьми, влюбленными в классику научной фантастики. Которым было бы стыдно перед своими кумирами Стругацкими, сделай они путешествие игроков хуже, глупее или скучнее. Да, The Final Station – это билет в один конец, повторно проходить игру многие не станут. Возможно, её цена покажется вам чрезмерной. Однако “Последняя станция“ – это идеальный пример короткого научно-фантастического рассказа, только в игровой форме. И лучшая игра про поезда за очень долгое время. Не больше, но и не меньше.

Максим Зарецкий

You Might Also Like